Программное обеспечение |
|
Уровень и направленность реализуемых программ |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности |
Направленность групп МАДОУ, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования |
Основной структурной единицей МАДОУ №195 является группа детей дошкольного возраста. Группы имеют общеразвивающую направленность. Содержание образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности определяется основной общеобразовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. |
Наличие приоритетного направления |
Приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. |
Комплексная программа |
Программа "Мир открытий"
|
Дополнительные программы |
|
«Расту здоровым» |
|
«Логоритмика» |
|
«Я учусь владеть собой» |
|
«Уроки добра» |
Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом сборнике психологические программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе). Они рассчитаны на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Н.П. Слободяник "Я учусь владеть собой"
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей предшкольного возраста.
Начало школьной жизни — серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно "перестроиться" тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника — для них период адаптации к школе может быть травмирующим.
Особенность психологии ребенка предшкольного и младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями — гневом, страхом, обидой.
Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители, воспитатели и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь.
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.
В предшкольном и младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Предлагаемая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей направлена на решение этих задач.
Идея игрового персонажа, который становится центральным при проведении игр и организации общения в рамках данной программы, была заимствована у американского психолога Джилла Андерсона, автора программы "На пути к совершенству". На ее основе была создана оригинальная разработка, предназначенная для учащихся российских школ.
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:
— имитационные и ролевые игры;
— психогимнастика;
— рисуночные методы;
— элементы групповой дискуссии;
— техники и приемы саморегуляции;
— метод направленного воображения.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.
Отработка навыков проходит в три этапа:
— получение информации о содержании того или иного навыка;
— применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
— перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную
жизнь ребенка.
Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с воспитателями и родителями детей, посещающих занятия.
Общие рекомендации по проведению занятий:
— Перед началом работы по программе проводятся беседы, консультации или семинары с воспитателями и обязательная встреча с родителями детей. Контакты с воспитателями и родителями поддерживаются на протяжении всего курса.
— Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
— Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут (время одного занятия).
— Оптимальная периодичность встреч участников программы — 1-2 раза в неделю.
— Программа рассчитана на работу в группе из 10-12 человек, поэтому рекомендуется делить группу на подгруппы.
- Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.
Сюжеты историй и рассказов (текстов для обсуждения) объединяет игровой персонаж — дракончик Памси. Дети "преодолевают" возникающие проблемы и "усваивают" приемы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты рассказов можно брать непосредственно из реальной жизни детей или придумывать их заранее. В ходе занятия рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми.
Каждая тема прорабатывается на 1-4 занятиях с использованием разных приемов. Способы подачи материалов могут меняться в зависимости от состава и особенностей каждой конкретной группы детей.
Примерные темы занятий:
1. Такие разные настроения... (3 занятия).
2. Как справиться с плохим настроением? (3 занятия).
3. Как стать уверенным в себе? (3 занятия).
4. Как делать выбор? (3-4 занятия).
5. Как добиваться успеха? (3 занятия).
6. Трудное слово "нет" (2 занятия).
7. Чем мы отличаемся друг от друга? (2 занятия).
8. Учимся говорить себе "стоп" (2 занятия).
9. Как победить свой страх? (1 занятие).
10. Подведение итогов (1 занятие).
Семенака С.И. Уроки добра
Все чаще родители и педагоги сталкиваются с проблемой проявления агрессивности у детей. Современное общество с недостатком эмоционального общения и жесткими отношениями пробуждают у детей злобу, жестокость, враждебность. У детей 5-7 лет агрессия чаще всего является защитным механизмом и объясняется эмоциональной неустойчивостью. Такие дети нуждаются в особом внимании взрослых и проведении специальной коррекционно-развивающей программы.
В пособии представлены разработки 21 занятия, направленных на формирование у детей доброжелательного поведения, умение управлять негативными эмоциями, выработку норм социального поведения. На таких «уроках добра» используются имитационные игры, чтение и обсуждение художественных произведений, а также фрагментов мультфильмов, дискуссии, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, выражение своего эмоционального состояния в рисунках и музыке. Для каждого занятия даются подробные методические рекомендации по его проведению.