• Сведения об образовательной организации
  • Комплектование и прием детей в МАДОУ - детский сад № 195
  • Новости
  • Консультационный центр
  • Страница здоровья
  • Информация для родителей
  • Безопасность
  • Педагоги
  • Группы
  • Общение
  • Соответствие сайта требованиям законодательства РФ
  • Преемственность
  • Антикоррупционное просвещение
  • Часто задаваемые вопросы
  • Наши достижения
  • Питание дошкольника

Особенности развития ребенка в раннем детстве

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

 

Хронологические рамки: от 1 до 3 лет.

Раннее детство – самый интенсивный период в развитии речи и, следовательно, мышления. Интенсивно развивается мелкая моторика, которая позволяет овладеть ребенку предметными действиями. Интенсивно развивается познавательная сфера. Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Основная потребность ребенка раннего детства – познание окружающего мира через действия с предметами. Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огро­мен и многолик. Его интересует многое: люди, пространство, предметы, животные, растения, яв­ления природы и т.п. Однако, ему еще трудно понять вза­имосвязи и зависимости, существующие между явлени­ями окружающей действительности.

Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенку сложно понять назначение предмета. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная деятельность

 

Этапы развития действий с предметами:

  1. неспецифические манипуляции с предметами без относительно свойств предметов: ребенок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет, размахивает, постукивает);
  2. специфические манипуляции с предметами: ориентация на свойства предметов (погремушкой гремит, бумагу мнет)
  3. собственно-предметные действия (2 год)

В этот период происходит развитие новых видов действий с объектами: соотносящие действия: (цель – приведение 2 или нескольких предметов в определенное пространственное соотношение) и орудийные (один предмет употребляется для воздействия на другой).

В этот период появляется способность замещения предметов, например, палочка используется ребенком как градусник, а камешек - как конфета. Это является важнейшей предпосылкой появления игры.

         Рассматривая развитие психических функций, важно отметить, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.

К 1 году словарь ребенка составляет, примерно 10 слов; к 1г.8м. – примерно, 100 слов; к 2 г. - 300 слов и более; в 3 г. - 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай кашу», «хочу сок»), или действие и место действия («киса там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание.

Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

         Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться.

Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь (так как внимание непроизвольно). Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. Узнавание себя - это простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: «Ниса», «Катя». Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

К трем годам, появляется местоимение «я», ребенок усваивает свое имя, пол. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего «я», но того, что «я молодец», «я очень хороший», «я большой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый, уровень развития.

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

 

Начинается переходный период - кризис 3 лет.

         Кризис трех лет впервые был описан Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

  1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку.
  2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
  3. Строптивость. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
  4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.
  5. Обесценивание взрослых.
  6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
  7. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Социальная ситуация развития: «ребенок и взрослый» (конкретный из близкого окружения) или «ребенок – взрослый – предмет». Взаимодействие со взрослым для ребенка опосредованно предметом.

К трем годам у детей того и другого пола складываются следующие психологические новообразования возраста:

  • ·        овладение предметными действиями;
  • ·        символическое, замещающее действие;
  • ·        активная речь;
  • ·        наглядно-действенное мышление;
  • ·        начатки самосознания (сознание) «Я сам»;
  • ·        развитие Я-концепции;
  • ·        самооценка.

         Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

  • родителям о ФГОС
  • борьба с коррупцией
  • Государственные (муниципальные) услуги в электронном виде
  • ЭОР для дошкольников
  • расти здоровым, малыш!
  • правила безопасности
  • центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»
  • права ребенка
Администрация Ленинского района
Независимая оценка качества образования
"Горячая линия" по вопросам незаконных сборов денежных средств
Мониторинг мнения родителей по вопросам оказания платных образовательных услуг, привлечения и расходования добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц
Опрос граждан о мерах по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми

Вам, родители:

"Он такой ленивый: ничего не хочет, ничего не делает"

(родителям о детской лени)


ЭОР

Электронные образовательные ресурсы для дошкольников

 

Электронные образовательные ресурсы для администрации

 

Электронные образовательные ресурсы для педагогов

 

Энциклопедии, словари, справочники, каталоги


Горячая линия по недопущению незаконных сборов средств с родителей учащихся в общеобразовательных учреждениях:

hotline@minobraz.ru



ВКонтакте

About | Privacy Policy | Sitemap
Log in Log out | Edit
  • Сведения об образовательной организации
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • федеральные и региональные документы
      • компенсация части родительской платы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический состав
      • наши помощники
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
      • Группа вечернего досуга "Вместе весело играть"
      • Кружок "Веселые кисточки"
      • Кружок "Логоритмика"
      • Студия танца "Мини Грация"
    • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Учетная политика
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Комплектование и прием детей в МАДОУ - детский сад № 195
    • Нормативные документы
    • Комплектование МАДОУ - детский сад № 195 на 2021-2022 учебный год
      • План комплектования на 2021-2022 учебный год
    • Комплектование МАДОУ - детский сад № 195 на 2020/2021 учебный год
      • План комплектования на 2020/2021 учебный год
      • Реестр списков номеров заявлений, направленных в период основного комплектования на 2020-2021 учебный год
      • Реестр распорядительных актов о зачислении в МАДОУ - детский сад № 195 в 2020/2021 уч.году
  • Новости
  • Консультационный центр
  • Страница здоровья
    • Медицинское обслуживание
      • информация о профилактике заболеваний
      • Консультации для родителей
    • Организация питания
  • Информация для родителей
    • родителям о ФГОС
    • борьба с коррупцией
    • Государственные (муниципальные) услуги в электронном виде
    • ЭОР для дошкольников
    • расти здоровым, малыш!
    • правила безопасности
    • центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»
    • права ребенка
  • Безопасность
    • Дорожная безопасность
      • Методические рекомендации
    • Защита прав несовершеннолетних
    • Информационная безопасность
    • Профилактика правонарушений
  • Педагоги
    • наставничество
    • Мешавкина Ирина Владимировна
      • Страничка для родителей
      • Методическая копилка
      • Сценарии мероприятий
      • Заботливым родителям
      • Играем Вместе
    • Иванова Анна Алексеевна
    • Ядрышникова Елена Николаевна
    • Гашилова Анна Владимировна
    • Зайцева Марина Леонидовна
    • Лопаткина Елена Игоревна
    • Николаева Виктория Вячеславовна
      • Проекты
    • Седельникова Марина Николаевна
    • Шутова Ирина Александровна
    • Ярис Снежана Вячеславовна
  • Группы
    • Группа раннего возраста
    • Вторая младшая группа
      • архив 2019-2020
      • архив 2018-2019
    • Средняя группа
      • архив 2019-2020
      • архив 2018-2019
    • Старшая группа
      • архив 2019-2020
      • архив 2017-2018
    • Подготовительная к школе группа№1
      • архив 2019-2020
      • архив 2018-2019
      • архив 2017-2018
      • архив 2016 -2017
    • Подготовительная к школе группа № 2
      • архив 2019-2020
      • архив 2018-2019
      • архив 2017-2018
  • Общение
    • архив
  • Соответствие сайта требованиям законодательства РФ
  • Преемственность
  • Антикоррупционное просвещение
  • Часто задаваемые вопросы
  • Наши достижения
  • Питание дошкольника
  • Scroll to top
Close