Хронологические рамки: от 7 до 11 лет.
С поступлением ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. Формируется внутренняя позиция ученика как человека совершенствующего самого себя.
С точки зрения физического развития у младшего школьника в этот период формируется грубая моторика (все изгибы позвоночника, крепнут мышцы и связки, ребенок может длительно переносить физические нагрузки) и тонкая моторика (окостенение фаланг пальцев запястья, что позволяет овладеть письмом, мелкими действиями). Формируется рост и совершенствуется работа сердца, кровеносных сосудов. Объем мозга составляет 90% объема мозга взрослого человека. Все эти физические изменения обуславливают хорошую работоспособность младшего школьника.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность.
Это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени.
Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:
Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного ксловесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.
В начале младшего школьного возраста восприятие - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок «иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства - в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Психологические новообразования:
В данный период ребенок преодолевает эгоцентризм мышления, что является необходимым условием для развития дружбы.
Младший школьный возраст заканчивается предподростковым кризисом. Этот кризис характеризуетсямотивационным вакуумом: в случае, если у ребенка была не сформирована внутренняя мотивация к обучению, то к 11 годам учеба, как правило, превращается в одну из житейских обязанностей, нагрузки увеличивается, происходит переход в среднее звено, и мотивация к обучению падает.
Симптомы кризиса: кризис самооценки, отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Происходит ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний, рефлексивный оборот на себя. Четко сформированный статус ученика, как правило, сохраняется и в средней школе. Обостряются все старые трудности в обучении.
Резюме: младший школьный возраст – благоприятный период для начала школьного обучения, как с точки зрения физиологии (появляется высокая работоспособность и еще не начинается гормональная перестройка), так и с точки зрения интеллектуальных возможностей (преодоление эгоцентризма, формирование произвольности поведения и психических функций). Развивается рефлексия, склонность к самоанализу.